Главная » Статьи » Мои статьи

Профилактика конфликтов в образовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя

(Слайд 1) Совет классных руководителей №6

 

Тема: «Профилактика конфликтов в образовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя»

Презентация к совету классных руководителей (скачать)

(Слайд 2) Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1.Определение понятия «конфликт», особенности и причины педагогического конфликта.

  1. Стили поведения в конфликтных ситуациях
  2. Конструктивное разрешение конфликтов
  3. Шпаргалки (содержат рекомендации для предупреждения конфликтов)
  4. Исследование на базе учебного заведения

(Слайд 3)

  1. Определение понятия «Конфликт», особенности  и  причины педагогических конфликтов.

(Слайд 4) КОНФЛИКТ – столкновение 2 или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов.

Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

 

Особенности педагогического конфликта: (Слайд 5)

  1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение конфликтной ситуации.
  2. Особенности педагогического коллектива проецируются на ученический коллектив.
  3. Грамотное разрешение конфликта приобретает воспитательный смысл.
  4. Инициатива в разрешении конфликта всегда лежит на учителе.
  5. Любая ошибка всегда порождает новые конфликтные ситуации.
  6. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем решить.

 

Причины педагогических конфликтов: (Слайд 6)

  • Социальные роли учителя и ученика имеют разные степени свободы самовыражения
  • Общение «учитель – ученик» строится на манипулятивном уровне
  • Отрицательные установки в педагогической деятельности
  • Отсутствие педагогического такта
  • Незнание, игнорирование возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся

 

  1. Стили поведения в конфликтных ситуациях (Слайд 7)

«Стили взаимодействия педагога в конфликте с учащимися»

(Слайд 8) К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному  использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

(Слайд 9) Стиль конкуренции («Акула»), соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

– исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

– обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

– чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

– должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

(Слайд 10) Стиль сотрудничества («Сова») можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

– необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

– у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

– основной целью является приобретение совместного опыта работы;

– стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

(Слайд 11) Стиль компромисса («Лиса») Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

– обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

– удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

– вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

(Слайд 12) Стиль уклонения («Черепашка») реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

– источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

– знаете,  что  не  можете  или  даже  не  хотите решить вопрос в свою пользу;

– у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

– хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

– пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

(Слайд 13) Стиль приспособления («Медвежонок») может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

– важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

– предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

– считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

– осознаете, что, правда, не на вашей стороне;

– чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

(Слайд 14) Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Чтобы проверить какого стиля Вы придерживаетесь в конфликтных ситуациях, проведем тест. (Слайд 15)

 

ПРАКТИКУМ. ТЕСТ (Приложение 1)

Тест «Стратегия поведения в конфликте»

С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:

совсем не согласен – 1 балл;

не согласен – 2 балла;

скорее согласен – 3 балла;

согласен – 4 балла;

полностью согласен – 5 баллов.

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.

(Слайд 16) 9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.

11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

(Слайд 17) Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.

Таблица 1

Стратегия

поведения


утверждений

Сумма баллов

1

2

3

Соперничество

1, 6, 11

 

Избегание

2, 7, 12

 

Сотрудничество

3, 8, 13

 

Приспособление

4, 9, 14

 

Компромисс

5, 10, 15

 

 

Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.

 

  1. Конструктивное разрешения конфликтов  (Слайд 18)

МЕТОДИКА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ» (Приложение 2) (Слайд 19)

Каждый из Вас имеет определённый педагогический опыт. Но готовность педагога найти правильное решение у всех разная. Проверим себя.

Предлагаю Вам методику «Педагогические ситуации» автора  Роберта Семёновича  Немова –  известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика  члена – корреспондента Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук.

Уважаемые классные руководители. Перед Вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой  из них. Необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который  с педагогической точки зрения,  наиболее правилен, по Вашему мнению.

Цель: методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней  педагогических ситуаций.

(Слайд 20) Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Вывод:

  • Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
  • Если  средняя оценка находится в интервале от 3,3 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.
  • Если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности  испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

 

Конструктивное разрешение конфликтов. (Слайд 21)

Для правильной оценки сути конфликта и определения путей выхода из него необходимо:

  1. Выделить основную проблему, для чего ответить на следующие вопросы:

Как я понимаю проблему? Что в моих действиях и поступках партнера привело к возникновению и закреплению конфликта? Как мой партнер видит проблему? В чем он видит причину конфликта? В каких причинах расходимся и в каких солидарны?

  1. Определить причины конфликта. Понять, какие действия партнера неприемлемы для вас. Какие ваши действия неприемлемы для партнера?
  2. Рассмотреть варианты возможного разрешения конфликта. Что можно сделать с разных позиций? Каковы общие цели?
  3. Выяснить, каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта, что нужно сделать для достижения намеченной цели, какой из способов разрешения конфликта вызывает у его участников чувство удовлетворения своей конструктивностью.

Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, его надо реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаясь в правильности разрешения конфликта, бесконечно говорить по данному вопросу.

Основные правила поведения в конфликтной ситуации. (Слайд 22)

Для того чтобы минимизировать конфликт или сделать его конструктивным, существуют определенные правила поведения, обеспечивающие лучший выход из острой ситуации.

  1. Правило справедливого отношения к инициатору конфликта.

Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек, чем-то недовольный, - это инициатор конфликта. Он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Но обычно партнер реагирует на инициатора конфликта сугубо отрицательно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затевает ссору по пустякам». Для того чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, главное, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, а внимательно и доброжелательно его выслушать.

  1. Не расширять предмет ссоры, зону конфликта.

Спорить только здесь и сейчас и только из-за этого случая.

  1. Правило позитивной формулировки острой ситуации.

«У меня сегодня очень болит голова и, если можно, говорите чуть потише». Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации, апелляция к самочувствию способствует смягчению конфликта.

  1. Правило эмоциональной выдержки.

Самое обязательное условие спора – максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорблений в адрес партнера.

  1. Правило обезличенного спора.

Избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека.

 

  1. Шпаргалки  (я в коллективе, я и ученики, я и родители)  (Слайд 23)

(Приложение 3)

Перед Вами  так называемые «Шпаргалки», они содержат рекомендации,  придерживаясь которых Вы сможете предупредить конфликт.

Я в коллективе: (Слайд 24)

  • Замечания коллеге целесообразно делать наедине.
  • Ведите разговор по возникающей проблеме в твердом, но в спокойном и доброжелательном тоне.
  • При решении деловых вопросов «забывайте» личные предубеждения о своих коллегах.
  • Разграничивайте факты и мнения, будьте беспристрастны в оценке того, что услышали от другого.
  • Старайтесь, чтобы процесс общения походил на движение детской качалки: пока соблюдается равновесие – катание приятно.
  • Под «горячую руку» не формируйте плохое впечатление у учеников о своих коллегах.
  • Не ведите разговор с коллегами на повышенных тонах в присутствии учеников.
  • Старайтесь не затягивать ваших ссор в коллективе, так как это создает дискомфорт.
  • Стремитесь управлять собственным поведением.

 

Я и ученики: (Слайд 25)

  • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами учащихся.
  • Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни студента бесполезна.
  • Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с учащимися чаще звучали похвала, поощрения. Тогда студенты начнут связывать с Вами собственные положительные эмоциональные переживания.
  • Следите за собственной речью, ведь она является отражением Вашей личности
  • Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку и внеклассному мероприятию
  • Дети меняются, растут, следовательно, должна меняться и система общения
  • Чаще улыбайтесь учащимся, ведь улыбка преподавателя создает благоприятный психологический настрой у учащихся.

 

 

Я и родители: (Слайд 26)

  • Умейте радоваться предстоящей встрече с родителями, настройтесь сами на позитив.
  • Помните: вы хозяин, который ждет гостей, оформите кабинет, устройте выставку творческих, проектных работ студентов, стенгазет, оформите доску афоризмами или высказываниями великих людей.
  • Пока родители собираются, включите музыку, найдите добрые слова для каждого входящего в кабинет, улыбайтесь пришедшим, заряжайте их своей положительной энергетикой.
  • Не пугайте заранее учащихся предстоящими на родительском собрании» разборками» с их родителями – начнется «цепная реакция».
  •  Заранее ознакомьте родителей с тематикой встречи через учащихся или родительский комитет.
  •  Не устраивайте публичных разносов неуспешным ученикам, о плохом – только в индивидуальной беседе.
  • Не забудьте поблагодарить всех, кто пришел на собрание.
  • Узнайте, по какой причине отсутствовали некоторые родители, пригласите их на обязательную встречу, будьте настойчивы с теми родителями, которые игнорируют родительские собрания, доведите до их сведения, что они нарушают Конституционные обязанности родителей, будьте настойчивы, так как Вы правы.
  • Благодарите родителей даже за незначительную помощь. Публичная благодарность стимулирует на добрые дела и в дальнейшем.
  • Заканчивайте собрание только на позитиве, вновь видя в родителях единомышленников и призывая их к сотрудничеству.

 

  1. Исследование  (Слайд 27)

Нами было проведено исследование на базе _________________________________________________________. В ходе, которого были получены следующие результаты: ______________________________________________.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: GulsumA (31.01.2015)
Просмотров: 1373 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar