Главная » Статьи » Мои статьи |
(Слайд 1) Совет классных руководителей №6
Тема: «Профилактика конфликтов в образовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя» Презентация к совету классных руководителей (скачать) (Слайд 2) Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы: 1.Определение понятия «конфликт», особенности и причины педагогического конфликта.
(Слайд 3)
(Слайд 4) КОНФЛИКТ – столкновение 2 или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов. Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.
Особенности педагогического конфликта: (Слайд 5)
Причины педагогических конфликтов: (Слайд 6)
«Стили взаимодействия педагога в конфликте с учащимися» (Слайд 8) К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека. (Слайд 9) Стиль конкуренции («Акула»), соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если: – исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; – обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее; – чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; – должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага. Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать. (Слайд 10) Стиль сотрудничества («Сова») можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: – необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; – у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; – основной целью является приобретение совместного опыта работы; – стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов. (Слайд 11) Стиль компромисса («Лиса») Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях: – обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; – удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение; – вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными. (Слайд 12) Стиль уклонения («Черепашка») реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: – источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; – знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; – у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом; – хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; – пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. (Слайд 13) Стиль приспособления («Медвежонок») может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях: – важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; – предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; – считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; – осознаете, что, правда, не на вашей стороне; – чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить. (Слайд 14) Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Чтобы проверить какого стиля Вы придерживаетесь в конфликтных ситуациях, проведем тест. (Слайд 15)
ПРАКТИКУМ. ТЕСТ (Приложение 1) Тест «Стратегия поведения в конфликте» С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности. Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом: совсем не согласен – 1 балл; не согласен – 2 балла; скорее согласен – 3 балла; согласен – 4 балла; полностью согласен – 5 баллов. 1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции. 2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав. 3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения. 4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами. 5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу. 6. Из любого конфликта я выхожу победителем. 7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать. 8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту. (Слайд 16) 9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе. 10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же. 11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения. 12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера. 13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон. 14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем. 15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях. (Слайд 17) Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму. Таблица 1
Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
МЕТОДИКА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ» (Приложение 2) (Слайд 19) Каждый из Вас имеет определённый педагогический опыт. Но готовность педагога найти правильное решение у всех разная. Проверим себя. Предлагаю Вам методику «Педагогические ситуации» автора Роберта Семёновича Немова – известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика члена – корреспондента Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук. Уважаемые классные руководители. Перед Вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них. Необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения, наиболее правилен, по Вашему мнению. Цель: методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. (Слайд 20) Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14. Вывод:
Конструктивное разрешение конфликтов. (Слайд 21) Для правильной оценки сути конфликта и определения путей выхода из него необходимо:
Как я понимаю проблему? Что в моих действиях и поступках партнера привело к возникновению и закреплению конфликта? Как мой партнер видит проблему? В чем он видит причину конфликта? В каких причинах расходимся и в каких солидарны?
Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, его надо реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаясь в правильности разрешения конфликта, бесконечно говорить по данному вопросу. Основные правила поведения в конфликтной ситуации. (Слайд 22) Для того чтобы минимизировать конфликт или сделать его конструктивным, существуют определенные правила поведения, обеспечивающие лучший выход из острой ситуации.
Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек, чем-то недовольный, - это инициатор конфликта. Он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Но обычно партнер реагирует на инициатора конфликта сугубо отрицательно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затевает ссору по пустякам». Для того чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, главное, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, а внимательно и доброжелательно его выслушать.
Спорить только здесь и сейчас и только из-за этого случая.
«У меня сегодня очень болит голова и, если можно, говорите чуть потише». Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации, апелляция к самочувствию способствует смягчению конфликта.
Самое обязательное условие спора – максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорблений в адрес партнера.
Избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека.
(Приложение 3) Перед Вами так называемые «Шпаргалки», они содержат рекомендации, придерживаясь которых Вы сможете предупредить конфликт. Я в коллективе: (Слайд 24)
Я и ученики: (Слайд 25)
Я и родители: (Слайд 26)
Нами было проведено исследование на базе _________________________________________________________. В ходе, которого были получены следующие результаты: ______________________________________________.
| ||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1789 | |
Всего комментариев: 0 | |