Главная » Статьи » Мои статьи |
Профориентационный практикум для учащихся 8-11 -х классов «На пути к выбору профессии»Цели и задачи: • воспитание правовой культуры старшеклассников в сфере трудовых отношений; • оказание помощи ученикам в профессиональной ориентации. Описание практикума
1. Трудности профессионального самоопределения
Классный руководитель: Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты упорно штудируешь учебники по определенным учебным предметам и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще после окончания средней школы. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься, потому что из того, что окружает их в мире, ничто особенно не влечет. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог, — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активны и в учебе, и в различных других видах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Е. Рыхлевская утверждает, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы застенчив. Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. Многие ребята думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного... Для того чтобы не ошибиться, нужно расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности — это ее название... Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии, а вуза, УНПО или УСПО. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза (УНПО или УСПО) и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на листочке плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируй данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой — выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Задание Продолжи или аргументированно опровергни перечисленные рекомендации. 2. Как выбрать профессию?
Какие факторы обусловливают выбор той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову): 1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. 2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. 4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. 5. Способности. О своеобразии своих способностей нужно судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это интересы, подкрепленные определенными способностями. Задание Продолжи список или аргументированно опровергни перечисленные факторы выбора профессии. 3. Семь шагов к взвешенному решению
Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии: 1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, подходят. 2. Составить перечень требований к выбираемой профессии. Составьте список своих требований: — выбираемая профессия и будущий род занятий; — выбираемая профессия и жизненные ценности; — выбираемая профессия и жизненные цели; — выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; — выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; — желательный уровень профессиональной подготовки; — выбираемая профессия и мои склонности и способности; — желательные содержание, характер и условия работы. 3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам. 6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Задание Продолжи список шагов принятия решения или аргументированно опровергни перечисленные.
| |
Просмотров: 408 | |
Всего комментариев: 0 | |