Главная » Статьи » Мои статьи

Структура и компоненты классного часа

Классный час как форма воспитательной работы с учащимися

Что такое классный час?

Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич).

Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия (Ев. Титова).

Классный час - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным (Л.И. Маленкова).

Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру (Л.В. Байбородова).

Существует обобщенное понятие классного часа: это специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Е.Н. Степанов подразделяет классные часы на традиционные и личностно ориентированные. В структуре классного часа можно выделить четыре основных компонента: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический. Характеристика каждого из них представлена в следующей таблице.

Основные компоненты классного часа

Компонент классного часа

Традиционный классный час

Личностно ориентированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения

Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка

Содержательный

Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа

Организационно- деятельностный

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия

Оценочно- аналитический

При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; влияние на психологический комфорт и активность участников

 
Категория: Мои статьи | Добавил: GulsumA (05.02.2015)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar